Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспе-чивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным ин-струментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт – не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедея-тельности и хозяйствования. Особенности сложившейся транспортной ин-фраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) определяются его расположением в периферийной полярной зоне и неравномерностью хо-зяйственного освоения территории [1-5].
К настоящему времени наблюдается весьма неоднородная степень транспортной освоенности территории районов, связанная с их хозяйствен-ной специализацией, при общей слабой развитости транспортной инфра-структуры. При этом автономный округ связан с другими субъекта-ми РФ всеми имеющимися видами транспорта: железнодорожным, автомо-бильным, водным, воздушным и трубопроводным.
В 2022 году на Ямале в рамках нацпроекта планируется отремонти-ровать около 21 км автомобильных дорог, из них региональных — порядка 11 км, муниципальных — почти 10 км. Минтранс России утвердил паспорт нацпроекта «Безопасные качественные автодороги» 24 декабря 2018 года. В состав нацпроекта входят шесть федеральных проектов: «Региональная и местная дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения», «Общеси-стемные меры по развитию дорожного хозяйства», «Модернизация пасса-жирского транспорта в городских агломерациях», «Развитие федеральной магистральной сети» и «Автомобильные дороги Минобороны». Увеличение объемов дорожного строительства региона обеспечит уверенное социально-экономическое развитие ЯНАО[1,2].
Строительства автодорог в условиях вечной мерзлоты и, как след-ствие, проблема стабилизации основания, да и самого земляного полотна для Ямала актуальна. Причины деформации земляного полотна - это рост тем-пературы мерзлых грунтов и уменьшение их несущей способности, большое количество осадков и увеличение средней высоты снежного покрова, все это способствует деградации вечной мерзлоты. Строительство дорог на Ямале связано с полной замены грунта и нахождения минерального дна [1].
Эффективное функционирование транспорта, с одной стороны, явля-ется необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. С другой стороны, строительство новых автомобильных дорог провоцирует возникновение экологических проблем. Проекты авто-мобильных дорог и, в частности, федеральных трасс затрагивают огромные расстояния и вносят изменения в сложившиеся экосистемы регионов, по ко-торым проходят.
Процесс строительства автомобильной дороги оказывает воздействие на окружающую среду по следующим факторам:
химического загрязнения атмосферного воздуха, поверхностного стока, почвенного и растительного покрова;
физического воздействия – изменение акустического режима прилегающей территории, механическое перемещение земляных масс в ходе строительства, изменение гидрологического режима водных объектов, в т.ч. болот и пр.;
биологического воздействия – изменение путей миграции диких животных, нарушение территорий кормовых угодий и пр., вырубка древесной и кустарниковой растительности в коридоре трассы автомагистрали и пр. Для минимизации негативного воздействия предусмотрены природоохранные мероприятия по следующим направлениям:
предупреждение прерывания автомагистралью поверхностного стока на участках недостаточно дренированной местности;
восстановление и рекультивация водоохранных зон пересекаемых водотоков;
организованный отвод ливневых и талых вод на локальные очистные сооружения, на участках пересечения поверхностных водных объектов (в т.ч., болот), обеспечивающий условия недопущения сброса неочищенных поверхностных сточных вод в водные объекты;
шумозащитные мероприятия (шумозащитные экраны);
сохранение путей миграции диких животных путем организации зверопроходов (экодуков) в теле трассы;
вывоз и утилизация образующихся отходов.
За последнее десятилетие ученые различных отраслей науки уделяют пристальное внимание вопросам охраны биосферы от загрязнений, охраны и воспроизводства земельных, флористических и фаунистических ресурсов, охраны природных ландшафтов от разрушения [4-8].
Необычайно быстрыми темпами развивается и рекультивация земель направление молодое, комплексное, находящееся на стыке самых разнообраз-ных специальных дисциплин: географии, горного дела, геологии, почвоведения, геоботаники, агрохимии, лесоводства, экономики, градостроительства и т. д.
Объектами рекультивации являются природно-территориальные комп-лексы, подвергшиеся разрушению и загрязнению в результате строительства автомобильных дорог, деятельности горнодобывающей и перерабатывающей сырье промышленности, строительства линейных и других инженерных сору-жений, геологоразведочных работ и др. [9,10].
Техногенные ландшафты из-за низкой биологической продуктивности и специфических биофизических и биохимических свойств образуют своеобраз-ные провалы и барьеры на путях планетарной миграции веществ и энергии. Они искажают нормальный ход таких фундаментальных процессов, протекаю-щих в биосфере, как биологический круговорот азота, газовый режим атмосфе-ры и пр., снижают их интенсивность. Основная задача исследовательских, опытно-производственных и производственных работ по рекультивации - устранить вредоносное, загрязняющее воздействие этих земель на приле-гающие территории, вернуть им биологическую и социально-экономическую ценность.
Под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направлен-ных на восстановление биологической продуктивности и хозяйственной цен-ности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей при-родной среды.
В настоящее время с большой или меньшей долей уверенности можно утверждать, что в теоретическом плане, на данном этапе развития научно-технического прогресса, проблема рекультивации нарушенных земель прак-тически решена. Тем не менее, на этом этапе необходимо внедрение в прак-тику составление проектов с заданными в техническом задании на рекульти-вацию параметрами почвенно-экологической эффективности рекультиваци-онных мероприятий, что повысит наукоемкость технологий рекультивации и позволит объективно оценивать их эффективность.
Целью данной работы является описание биологического метода рекультивации нарушенных земель.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность процесса рекультивации земель и требования к нему;
- рассмотреть порядок проведения биологического этапа рекультивации земель, нарушенных при строительстве и ремонте автомобильных дорог;
- дать описание технологии биологической рекультивации нарушенных земель в полярно-тундровой зоне и лесотундровой зоне.
- провести сравнение известных методов биологической рекультивации земель.
1. Заказчик документации
Проект рекультивации земель автомагистрали на территории Ямало-нененского округа строящаяся (в эксплуатацию введены отдельные участки)
Предлагаемый проект рекультивации будет проведён в два этапа. На первом этапе будет производиться подготовка территорий, которые затрагивает строительство магистрали для будущего целевого использования в хозяйстве. Данную работу будут проводить нанятые дорожно-строительные организации. Для того чтобы объективно оценить процесс рекультивации территорий строительства автомобильных дорог в качестве объекта исследования нами была взята сданная в эксплуатации дорога [1].
Подробный список работ первого этапа будет включать следующие пункты:
формирование верхних слоев отвалов из пород пригодных для биологической рекультивации;
снятие и транспортировку почвенно-растительного грунта, и его складирование в кавальеры;
планировка прилегающей территории;
уборка строительного мусора после завершения строительных работ с последующей планировкой территории;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Реконструкция участка объекта. Жизнеобеспечения Южно-Тамбей-ского газоконденсатного месторождения. 2 этап строительства. Автомобильная дорога...[Электронный ресурс]. URL: http://dortransport.com/about/ news_post/ dorogu-surgut-salehard-kapitalno-otremontiruyut [Дата обращения 25.03.2022].
2. Технологии рекультивации и обустройство нарушенных земель в Западной и Восточной Сибири: монография / И.В. Зеньков, Б.Н. Нефедов, И.М. Барадулин и др. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 308 с.
3. Голованов А. И. Рекультивация нарушенных земель: Учебник для студ. вузов направ. «Природообустройство и водопользование» / Ф.М. Зимин, В.И. Сметанин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2015. - 326 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
4. Чибрик Т.С. Основы биологической рекультивации: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 172 с.
5. Чибрик Т.С., Лукина Н.В., Глазырина М.А. Характеристика флоры нарушенных промышленностью земель Урала: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 160 с.
6. Лукина Н.В, Чибрик Т.С., Глазырина М.А., Филимонова Е.И.. Биологическая рекультивация и мониторинг нарушенных земель./Хрестоматия. ИОНЦ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ». 2008.- 256с.
7. Галанина Т.В., Баумгартэн М.И., Кузнецов В.П.. Технологии биологической рекультивации нарушенных земель с использованием дифференцированных методов восстановления плодородного почвенного покрова// Экология и охрана труда. - 2011.С. 55-59.
8. Балабко П.Н., Басевич В.Ф., Виноградов Д.В. и др. Рекультивация земель. учебн. пособие. / ФГБОУ ВПО Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А.Костычева. Рязань.- 2015.- 109с.
9. Корецкая И.И., Свистова И.Д Биотестирование почвы для санитарно-защитных зон вдоль автомагистралей.//Актуальные проблемы почвоведения, экологии и земледелия. Сборник докладов международной научно-практической конференции Курского отделения МОО «Общество почвоведов имени В.В. Докучаева». – Курск: ФГБНУ «Курский ФАНЦ», 2020. – С. 160-162.
10. Андроханов, В. А. Почвы техногенных ландшафтов: генезис и эволюция / В. А. Андроханов, Е. Д. Куляпина, В. М. Курачев. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 151с.
11. Гаджиев И.М., Курачев В.М., Андроханов В.А. Стратегия и перспективы решения проблем рекультивации нарушенных земель. – Новосибирск: ЦЭРИС, 2001.
12. Акуленко Ю.Н., Игнатов Р.А. Автомобильные дороги и их влияние на окружающую среду // Вестник АГАУ. 2018. №4. С – 435-443.
13. Балацкий Д. В., Швецов А. Я. Антропогенное воздействие на почвы при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и влияние его на здоровье человека // Вестник АГАУ. 2016. №4. С – 243-250.
14. Мартынов К.Ф. Система водоотвода автомобильных дорог // Современные инновации. 2016. №10 (12). С – 117-122.
15. Левкович Т.И., Мевлидинов З.А., Черненков А.В. Об использовании отработанных карьеров под водоемы при строительстве автомобильных дорог // Научный журнал. 2017. №7 (20). С – 129-133.
16. Тарасова О.Ю., Москалева С.А., Ларина А.В. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог // Современные проблемы территориального развития. 2018. №2. С – 267-275.
17. Москвина М. В., Клюшин П. В. Рекультивация территорий, отведённых для строительства автомобильных дорог, на примере скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург М11.//Московский экономический журнал № 1 2019. С.102-109.